ФНС утвердила новый алгоритм работы с невыясненными платежами

25.09.2017


С 1 декабря в ФНС начнет действовать новый порядок работы с невыясненными платежами, утвержденный приказом ведомства от 25 июля. Основное изменение связано с тем, что теперь в алгоритм включены страховые взносы, перешедшие под контроль налоговой службы.

В соответствии с действующим законодательством, платеж в бюджетную систему не считается уплаченным только в тех случаях, когда был неправильно указан счет Федерального казначейства или название банка-получателя. В других ситуациях, если налог или взнос был фактически перечислен в бюджет, недоимки не возникает, а допущенные ошибки можно уточнить. Этот процесс регулируется 45-й статьей НК РФ (пункты 7 и 9).

Порядок уточнения невыясненных поступлений

Если плательщик выявляет ошибку, ему необходимо обратиться в территориальную налоговую инспекцию с заявлением. В нем нужно точно указать все важные параметры платежа, в том числе его основание, тип, принадлежность, налоговый период. Также нужно приложить документы, которые подтверждают фактическую уплату денежных средств в бюджет.

Если ошибку найдут представители ФНС, в соответствии с новым алгоритмом они будут уведомлять об этом плательщика самостоятельно. Форма такого информационного письма уже содержится в приложении к утвержденному приказу. После получения уведомления необходимо будет не позднее чем через десять рабочих дней написать заявление в инспекцию, чтобы уточнить платеж.

Иногда ошибочные данные появляются в расчетных документах по вине банка (например, при создании электронного платежа). В таких случаях налоговики будут запрашивать у банковской организации копии бланка, оформленного на бумажном носителе.

Уточнения по страховым взносам

Алгоритм работы с невыясненными платежами данного типа практически ничем не отличается от «потерявшихся» налогов. При этом важно помнить о том, что при учете сведений на индивидуальном лицевом счету застрахованного человека уточнение платежа станет невозможным в соответствии с п.9. ст.45 НК РФ. Также нужно принимать во внимание особенности переходного периода: если речь идет о транзакции, совершенной до 1 января 2017 года, то все связанные с ней вопросы необходимо решать через Пенсионный фонд, а не через налоговиков. Все страховые выплаты, сделанные после этой даты, уже находятся в ведении ФНС. При необходимости получения дополнительных сведений из ПФР, специалисты службы будут самостоятельно направлять запросы в фонд.