Подсознательно любое должностное лицо, облеченное ответственностью, испытывает психологический дискомфорт при общении с представителями налоговых органов. Выездная проверка вообще повергает в паническое состояние, когда решаются многочисленные вопросы: как себя вести, какие документы показать, что говорить, какое наказание последует, если выявятся нарушения и пр.
Паника – не лучший советчик, потому следует разобраться. В первую очередь, нужно знать, что предметом выездной проверки является контроль соблюдения налогоплательщиком законов в этой важной части деятельности, то есть, насколько точно были уплачены все причитающиеся налоги и сборы.
Основанием для проверки служит решение руководства налогового органа (территориального), который, в свою очередь, ограничен действующим законодательством, инструкциями и решениями вышестоящих органов. Закон определяет те сведения, которые могут стать поводом для решения о назначении выездной проверки: адекватность исчисления и
выплаты налогоплательщиком налогов и сборов за отчетный период. Если имеется сомнения в правильности решения о назначении выездной проверки, его можно оспорить.
Субъектами проверки являются юридические, физические лица, а также индивидуальные предприниматели. Местом назначенной проверки является территория лица, подлежащего инспекции. При осуществлении проверки представитель налогового органа может потребовать следующие документы: оригиналы документации, связанной с деятельностью проверяемой организации или физического лица, нотариально заверенные копии документов. При этом налоговый представитель может выносить постановление на производство выемки документов, а также составлять акт о противодействии проверке, если таковые действия со стороны налогоплательщика будут зафиксированы.
Проверка может длиться в период от 2 до 6 месяцев, при этом проверяющий все это время может находиться на территории налогоплательщика. В срок проведения проверки не включается время встречных экспертиз и проверок. Завершенной проверка будет считаться тогда, когда налогоплательщику будет вручена справка о проведенной проверке.
После получения справки в течение двух месяцев налогоплательщик должен получить акт налоговой проверки. Затем в течение 15 дней после получения акта налогоплательщик имеет право представить в письменном виде возражения относительно результатов, отраженных в акте. При этом все замечания необходимо подкрепить соответствующими документами.
По истечение 15 дней, в течение которых можно было представить возражения, принимается решение по результатам налоговой проверки. Решение может предусматривать привлечение к ответственности за выявленные нарушения, а также отказ от привлечения к ответственности налогоплательщика. В свою очередь на данное решение может быть представлена апелляция.
Собственно, не так страшно все, что связано с выездной проверкой. Нужно знать свои права, обязанности и не препятствовать проведению данного мероприятия.