Упрощение процедуры регистрации юр. лиц: к нотариусу придется обращаться реже

30.06.2014


С 5 мая 2014 года на основании федерального закона № 107-ФЗ от от 05.05.2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные поправки были направлены корректировку процедуры госрегистрации организаций и индивидуальных предпринимателей.

Налоговая службы сочла необходимым в связи с вступившими в силу поправками дать комментарии, которые бы облегчили понимание сути изменений. Итак, налоговики разъяснили подоплеку поправок в письме Федеральной налоговой службы России № СА-4-14/9238 от от 14.05.14. Что же это означает на практике?

Законодатель внес изменения в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые можно условно разделить на два блока:

- первый — конкретизация условий, при которых необязательно заверять у нотариуса подписи на документах, подаваемых на регистрацию юридического лица;

- второй — уточнен порядок подачи и получения документов, а также определено, каким образом происходит делегирование полномочий на этом этапе регистрации.

Ранее безоговорочно все подписи, которые были необходимы для процедуры регистрации организации в соответствующем органе, должны были быть заверены нотариально. Данное требование закреплено законодательно в законе о регистрации. Суть поправок заключается в том, что с 5 мая 2014 года законодатель утвердил исключения, согласно которым с этой даты у нотариуса не нужно заверять подписи в случаях:

- когда документы заявитель подает в налоговую инспекцию лично, предъявляя при этом удостоверяющий его личность документ;

- когда в налоговую инспекцию направляются электронные документы (подача заявки в электронной форме); в этом случае требуется КЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись

.

Если же документы на регистрацию подаются через МФЦ (многофункциональный центр), подписи заявителя требуют нотариального заверения. Помимо этого, в письме дается разъяснение следующего характера: если документы подаются не на регистрацию, а на внесение изменений в документах (в том числе в учредительных), подпись заявителя должна быть в обязательном порядке заверена у нотариуса, даже если заявитель явился лично и представил документ, удостоверяющий его личность.

Избавить себя от хождения по нотариатам можно, если зарегистрировать и применять в последующем усиленную квалифицированную электронную подпись, которая в дальнейшем на всех документах (заявление, уведомление, сообщение) будет рассматриваться как законная альтернатива нотариального заверения. Данное обстоятельство закреплено законодательно.